Когда вы запускаете стартап или выпускаете на рынок новый продукт, важно, чтобы его заметили. Ваша задача 一 получить внимание потенциальных покупателей, донести ценность товара или услуги и продать.
У вас не возникает вопроса, что именно вы хотите реализовать. Вы точно знаете, почему товар стоит внимания. Но… Для кого он? Какие боли решит? И как понять, кто они ваши покупатели или подписчики? Ответы на эти вопросы помогут составить портрет клиента.
Сегодня проанализируем примеры целевой аудитории и разберемся, как определить вашу ЦА.
Что такое портрет клиента
Портрет клиента 一 цельный, собирательный типаж среднестатистического пользователя. Он объединяет в себе главные качества, черты характера и поведения, которыми обладает ЦА.
Шаблон портрета целевой аудитории
Для чего необходим портрет клиента
Перед тем как составить портрет потребителя, разберёмся, зачем он. Ваши покупатели очень разные, а к разным людям нужен разный подход, ведь у каждого будут свои болевые точки. Например, вы можете определить, что для части ваших потенциальных клиентов важен статус, для других важно время, а значит висококлассный сервис, для третих — безопасность и т.д. Помимо очевидных пола и возраста, важно знать:- чем интересуются, где живут, кем работают, чего желают, чего опасаются;
- какие черты у них общие, а какие отличительные;
- какие их боли закрывает ваш продукт;
- как они принимают решения и что для них приоритетно.
Из чего состоит аватар клиента
Перечень параметров идеального заказчика варьируется и зависит от ключевых особенностей проекта или компании. 1. Демография Включает параметры- пол: мужчина/женщина;
- возрастная группа;
- семейный статус;
- этническая принадлежность, национальность;
- религиозные убеждения.
- геолокация;
- климатические условия;
- культурные предпочтения.
- привычки;
- заинтересованность в активностях;
- увлечения, хобби;
- ценности.
- образование;
- уровень дохода;
- социальный статус;
- род занятий;
- жилищные условия.
Портрет целевой аудитории B2C
Аудитория B2C сегмента характеризуется тем, что на принятие решения о покупке больше влияет эмоциональный фактор, нежели логический. Во многих случаях это эмоциональная покупка. Например, акции и скидки сделают сильный толчек B2C аудитории, а вот для B2B сегмента — это не всегда решающий фактор B2C-реклама целится непосредственно в конечного потребителя. Предложение, последовательность и настроение рекламных креативов прописывается, ориентируясь на потребности отдельной личности. Персона сама проходит все этапы воронки продаж. Потому основа контента на всех стадиях схожа и базируется на аналогичных привилегиях. Применяйте различные технологии воздействия.Портрет клиента B2B
В B2B сегменте человек, взаимодействующий с объявлениями, и человек, принимающий решение о приобретении, — это обычно разные люди. В зависимости от структуры компании, на разных этапах решения принимают несколько персон. Они планируют бюджет, и эффективность продвижения беспокоит их больше, нежели стоимость. Создайте рекламный креатив, чтобы привлечь внимание людей по профессии: укажите отрасль, должность, отдел, размер команды, бюджет ЦА. Аватар целевой аудитории B2B состоит из:- лица, принимающее решение, его статуса и должности;
- актуальности бизнес предложения;
- размера проекта или корпорации;
- региона охвата;
- специфики деятельности;
- среднего объёма продаж;
- оборота средств за год.
Откуда черпать материалы для составления профиля потребителя
Пропишите ответы на вопросы:- Чем продукт полезен?
- Кто ваш потенциальный покупатель?
- Где будете искать заказчиков?
- Какие боли у подписчиков?
- используйте сервисы опросов: (например, Яндекс.Взгляд, Anketolog);
- разместите опросник на тематических площадках, страницах соцсетей;
- отправьте опрос в массовой рассылке (разместите опрос в текст email-сообщения/добавьте линк на страницу с формой).
- контакты (имя, номер мобильного, email-адрес);
- демографические данные;
- географические характеристики (регион проживания, место работы);
- хобби, интересы (обратите внимание, на кого подписан, о чём пишет, что репостит себе, в каких сообществах состоит).
Пример аватара клиента
Анализ данных веб-аналитики Воспользуйтесь системами аналитики (Яндекс.Метрика, Google Analytics), подключенными к вебсайту, проведите анализ целевой аудитории сайта. Так вы узнаете:- сколько лет пользователям и где территориально они находятся;
- с каких устройств посещают сайт;
- какими браузерами пользуются;
- сколько времени тратят на чтение статей или выбор товара;
- сколько страниц сайта открывают;
- откуда перешли;
- другое.
Как составить портрет целевой аудитории
У разных бизнесов и даже у продуктов одного проекта могут отличаться ЦА. Рассмотрим, как написать психологический портрет пошагово на примере приобретения мобильного телефона.Определение целевой аудитории и его части
Прежде всего, проведите анализ базы, определите, какие люди интересуются вашим продуктом. Определите, с какими барьерами сталкиваются пользователи, когда решают оформить заказ и переходят к оплате. 1. Возьмите материалы в доступных источниках: соцсети, системы аналитики данных, CRM-системы. Попросите сотрудников отдела продаж или техподдержки описать типичных покупателей, которые приходят в салон мобильной связи, например. Как они себя ведут, как выглядят, кто принимает решение о приобретении телефона. Запишите полученную информацию, сравните с данными, которые вы ранее подготовили сами. Всё ли сходится? Нужны ли корректировки? 2. Выберите характеристики сегмента Выберите представителя каждого сегмента, учитывая демографические, географические, психографические факторы. Объедините схожие характеристики в 1 портрет. В итоге оптимально, чтобы получилось 3-5 образов. Если бы сформируете слишком много — будет трудно работать с ними и корректно настроить рекламу. Образ человека, планирующего покупку мобильного. Учитываем:- где находится человек,
- это мужчина или женщина,
- сколько ему/ей лет,
- какое образование у персоны,
- статус в обществе, профессия,
- семейное положение,
- что его/её мотивирует,
- какие у человека привычки,
- причины приобретения телефона.
Важность аватара клиента для продвижения бизнеса
Портрет клиента нужен, чтобы:- наладить с ним максимально доверительную коммуникацию, расположить к покупке товара или услуги;
- подобрать интересный контент для каждого подписчика;
- знать интересы боли и потребности ЦА;
- взаимодействовать с пользователи в удобном для них формате и “на их языке”.
Какие элементы нужно включать в портрет ЦА?
Так как аватар клиента 一 это собирательный типаж, то предлагаем рассмотреть его составляющие на примере:- Анна, 29 лет;
- Замужем. Мужа зовут Андрей, 33 года;
- Образование высшее, филолог;
- 2 детей. Мальчик, Николай, 7 лет, занимается футболом. Дочь, Алла, 9 лет.
- Дочь захотела заниматься танцами. Мама одобряет рвение дочери, танцы развивают творческие способности ребенка, положительно влияет на здоровье.
- Девочку отвели в танцевальный класс на хип-хоп.
- Андрей — руководитель департамента логистики одной из крупных фармацевтических корпораций;
- Анна — копирайтер;
- Андрей и Анна к танцам отношения не имеют;
- За принятие решений по бытовым вопросам ответственна мама;
- Семья живёт в двухкомнатной квартире спального района, купленной в ипотеку.
Советы по оформлению профиля клиента
Чтобы ваш товар приобретали, важно знать, кому его предложить. Чем точнее вы оформите профиль будущих клиентов, тем больше шансов быстро найти и привлечь их. Составление профиля — важный инструмент маркетинга. Он позволяет не только увеличить прибыль компании, но и удовлетворить нужды потенциальных клиентов. Обязательные параметры, которые вы должны указать:- интересы и привычки;
- чем занимается, как проводит досуг ваш клиент;
- кем работает и где отдыхает;
- о чём мечтает, на что собирает деньги и какие покупки планирует совершить;
- как принимает решения о приобретении.
Ошибки при составлении аватара клиента
Начинающие маркетологи тоже ошибаются. Чтобы вы не повторяли таких ошибок, просто изучите их:- Посредственные детали, никакой конкретики. На начальных этапах маркетолог может допустить главную ошибку — не сегментировать ЦА. Иногда встречаем такие размытые формулировки: мужчины средних лет, девушки до 35 лет, мамы, студенты. Это все не портрет клиента. Запомните: важна конкретика. Если вы продаете детскую люксовую одежду, то не каждая мама будет вашей ЦА. Та и не только мамы покупают детскую одежду. Как исправить: добавьте персонализированную информацию, детализируйте её.
- Слишком много образов. Черезмерная детализация тоже не особо хороша. Если вы создадите 10 образов, вам не удастся правильно подобрать предложение для каждого. Оптимальное количество портретов от 3 до 5 в зависимости от типа бизнеса. Как исправить: объединяйте похожие в один, не плодите “клонов”.
Пример профилей целевой аудитории
Закончив описание персонажей и собрав материалы, время приступить к основной задаче — составляйте типажи. Рекомендуем использовать приложения для создания аватара, или сделать таблицу с вопросами. В ней зафиксируйте инфо о среднестатистических представителях каждого сегмента. Чтобы создать топ аватарки, приложите усилия, в результате аватары будут такими:Пример аватара для магазина техники
Пример аватара для агентства недвижимости (пара, которая хочет переехать)
Пример аватара для салона красоты (мамы в декрете)