Что делать, если очевидно, что собственными силами (например, посредством конструкторов – SaaS или с помощью собственного отдела разработки) реализовать свой проект невозможно и необходимо найти подрядчика – веб-студию?
Краткий мануал о том, какие шаги нужно предпринять, наиболее важных моментах в выборе, а также список полезных инструментов в помощь новичкам подготовила Катерина Логвинова, директор по коммуникациям проектов CMS Magazine, в прошлом – директор по развитию веб-студии «Липка и друзья».
1. Подготовка первичного ТЗ
Этому шагу необходимо уделить максимум внимания. Для того, чтобы получилось жизнеспособное ТЗ (техзадание), при его составлении нужно ответить на несколько важных вопросов:- Как именно сайт будет приносить пользу моему бизнесу?
- В чем заключаются его главные цели (продажи, сбор данных, представительские функции и т.д.)?
- В чем будет выражаться польза для посетителей моего сайта?
- Глазами покупателей/клиентов: каковы отличия моего предложения от предложений конкурентов?
- К каким именно действиям мне нужно склонить посетителей сайта (регистрация, покупка, отзыв и т.д.)?
- Какой именно функционал крайне необходим для моего сайта?
- Знаю ли я сайты, которые можно показать разработчику в качестве примера?
- Особенностей тематики (например, спорт или медицина);
- Ожидаемой посещаемости сайта;
- Всех необходимых разделов и функций;
- Описания вашей целевой аудитории (портрета покупателей);
- Алгоритма поведения посетителей.
2. Формулирование требований к веб-студии
Те, кто в качестве главного или даже единственного требования к будущему подрядчику видят лишь низкую стоимость услуг – очень рискуют. Такой подход позволяет снизить бюджет на разработку, но повышает шансы на то, что эффективного бизнес-инструмента из сайта в итоге не получится. Почему? Гораздо важнее опыт и экспертность будущего подрядчика. При этом не столь важно, сколько веб-студии лет или какова численность ее штата, сколь важна ее специализация, ее соответствие вашему будущему сайту. Пример: Нужен интернет-магазин спортивной тематики с виртуальной примерочной. Значит, нужно искать студию, которая специализируется конкретно (или в том числе) на создании интернет-магазинов, имеет в портфолио работы спортивной тематики и хотя бы единожды реализовывала функционал виртуальной примерочной. Итак, вот основные критерии, на которые стоит опираться при выборе веб-студии:- Специализация на нужном типе сайта (интернет-магазин, корпортал, СМИ, промо-сайт и т.д.);
- Опыт работы в нужной тематике (доставка цветов, продажа автозапчастей и т.д.);
- Опыт реализации необычного функционала;
- Готовность реализовать проект в нужные заказчику сроки.
3. Поиск кандидатур для сотрудничества
В соответствии с вашими критериями, нужные веб-студии можно найти во всевозможных рейтингах и каталогах студий. Хороший помощник здесь – Рейтинг веб-студий от Рейтинга Рунета. Здесь собраны 200 лучших студий СНГ. Однако наибольшую ценность здесь представляют срезы по городам, тематикам и типу сайта (соответствующий фильтр вы можете увидеть вверху). Тот же фильтр можно найти и в Рейтинге разработчиков интернет-магазинов. Как это работает? Возвращаясь к нашему примеру – заходим на Рейтинг разработчиков интернет-магазинов, выбираем спортивную тематику и, скажем, средний ценовой диапазон (если наш бюджет колеблется в районе 200 000 – 750 000 рублей). Вуаля! Список подходящих веб-разработчиков уже перед глазами. Можно зайти на их сайты, изучить портфолио и при желании – отправить понравившемуся кандидату свой бриф (или заполнить форму для брифа на его сайте).4. Выбор той самой, единственной веб-студии
Что делать, если сразу «влюбиться» в какую-то одну конкретную веб-студию не удалось? Есть смысл провести конкурс между несколькими кандидатами. Сделать это можно двумя способами:- Отметить галочками понравившиеся студии прямо в рейтинге, а потом кликнуть на кнопку «Организовать тендер» внизу.
- Создать тендер на специально предназначенной для этого площадке Workspace. Здесь тоже ничего сложного – просто нужно заполнить предложенную форму.